При изготовлении самодельного транспортного средства часто приходится наращивать или укорачивать валы привода колес или трансмиссии. В статье описаны несколько опробованных методов наращивания длины валов.
В полуосях автомобилей, на скрутку работает в основном наружная часть полуоси, она имеет высокую твердость и прочность, внутренняя часть не каленая и обеспечивает гибкость привода.
При изменении длины приводных валов главное - не допустить их ослабления, для этого используются различные методы соединения.
Способ №1
Составляется вал из двух половинок нужной длины. Поверх разреза накладываются 3 (можно два) сегмента из продольно разрезанного куска трубы (длиной 15-20 см) большего диаметра. Между сегментами должны получиться зазоры 3-4-5 мм, которые заполняются сварными швами на всю длину. Соединение очень прочное, было предложено кажется на Луноходах, применяется на вездеходах с большими нагрузками от колес.
Способ №2 - применялся на самодельном тракторе
Полуось разрезается, одна половина отрезается с запасом (1,5 - 3 см.) и на это расстояние протачивается примерно на половину диаметра, затем нарезается резьба. во второй половине полуоси протачиваем внутреннее отверстие и нарезаем соответсвующую резьбу. скручиваем половинки, прихватываем, центруем если надо, провариваем достаточно мощным сварочником (естественно надо сделать фаски). затем поперек места сварки, болгаркой делаем три надреза (через 120 градусов) и провариваем их. получаются своего рода шпонки. еще умные люди подсказали что эти самые "шпонки" не дают распространяться усталостным трещинам.
И еще - резьба нарезается на одной полуоси левая, на другой правая, в зависимости от того куда данная полуось будет вращаться при движении вперед.
Удлинение тем же макаром, только с использованием вставки.
Способ №3
Втулка нагревается до красна и надевается на полуоси потом через отверстия приваривается
Способ №4, от спортсменов - работает на багги Д3-Юниор
Режем по середине. Точим трубу на 0,25(0,15)мм больше внутреннего размера вала привода.
Тупо запресовываем.Для надежности обвариваем(аргоном если есть) полуавтоматом.Варили на холодную, кстати.Естественно перед сваркой центровали, биение - несколько десяток, вполне нормально.
Способ №5 от неизвестного автора
Выставив крайнее нижнее положение кулака и крайнее положение внутренней обоймы шруса + 5 мм ( на всякий случай) отрезаешь валы по размеру касания торцами, делаешь расшивку и завариваешь по кругу БАБОЧКОЙ, зачищаешь на наждаке, накладываешь сверху две полумуфты с толщиной стенки 5-7 мм и зазором между краями 5 мм , длиной 100 мм. заполняешь эти каналы сваркой.
Сварка узким продольным швом цепляется к валу, и стягиваеет две полу муфты между собой поэтому вал практически не ослабляется при сварке нельзя давать валу нагреваться нужна многоэтапная сварка.
Вал структурно работает внешней частью поэтому сердцевина у него сырая а наружная часть очень насыщена углеродом и каленая, поэтому задача сварки сохранить свойства наружного слоя,
Технология сварки подразумевала что вал будет не столько сварен сколько обжат как бы такой муфтой, процедура следующая
- зажал вал между двумя накладками
- прихватил на 4 точки накладки к валу в центре с каждой стороны
- дал остыть
- щель между накладками 10 12 мм( самый лучший вариант)
- начал варить с края накладки к центру одним не широким швом одну накладку к валу на расстояние 1/4 длины накладки
- перевернуть вал другой щелью и сделать тоже но с другова края вала
- дать валу полностью остыть
- выполнить п5 но как бы по диагонали в 1 щели к первому шву.
- повторить п 6 и после этого дать обязательно остыть и так за четыре подхода ты привариваешь накладки к валу середина остается не завареной,
- ВНИМАНИЕ эти два шва не должны сливаться в один между ними должна оставаться ямка
- А вот теперь берешь и заполняешь внутренюю не тронутую щель с одной стороны вала на всю глубину хорошим ( но не черезчур, чтоб сварка чуть подгрызала поверхностный слой вала) током .
- дать валу остыть и повторить п 11 с другой стороны.
Таким образом в месте перехода вала к накладке вал сохранит свои свойства.
Примечание с форума, как поведет себя на практике - неизвестно:
так как после сварки обрывает обычно рядом, логично сделать следующую процедуру (по мимо и после обварки трубы с двух сторон) на расстоянии в 2-3 см от края, сделать сверление, можно 2 или4 чтобы в вале образовалось углублеие 1-2мм, потом аккуратно заполнить все то высверлили ,желательно полу автоматом чтоб без пропуспов, лишнее убрать. такое вряд ли оборвет.